Программа ДЗСООЛ «Спутник»

                                         «ПРОФИ — ЛЕТО»

Пояснительная записка.

 В мире, профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор?

Первые профессии, о которые узнаёт ребёнок, — это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец в магазине, водитель автобуса. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. 
          С детьми школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы. Проблема в школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. И лето – это время, где данная работа с детьми может быть организованна в полной мере.

С целью обеспечения отдыха, оздоровления и занятости учащихся школ города Якутска, ДЗСООЛ «Спутник»  разработал программу летнего отдыха 2019 года «ПРОФИ — ЛЕТО»,  реализация которой призвана обеспечить:

1.      Увеличение числа школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;

2.      Организацию отдыха и занятости детей в коллективе;

3.      Активное участие школьников  в построении своей межкультурной пространственно-предметной среды;

4.      Уменьшение процента детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками, их социализации.

5.       Развитие творческого потенциала подрастающего поколения.

Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.

Актуальность.

В современном мире много негативного и дестабилизирующего влияния информации, событий, социальных сетей, увеличение количества  безработных, социально-неблагополучных и малообеспеченных семей, всё это отрицательно отражается на психологическое состояние и поведение детей: аутоагрессия, суициды, правонарушения, депрессии.  Наша жизнь во многом зависит от того, как мы сами ее оцениваем – вкладываем ли мы в происходящее положительный или отрицательный смысл. Данная программа направлена на поднятие позитивного настроения, укреплению психологического состояния, положительного  восприятия окружающего мира у подрастающего поколения.

Хорошего настроения много не бывает! На него влияет столько разных факторов — от реальных проблем и неудач до погоды за окном. Но если у вас есть уголок, в котором вам хорошо и радостно и где вы можете подпитаться позитивом, то вам нечего бояться.

В основе концепции летнего лагеря – эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильное обучение и профессиональное самоопределение личности.

Программа «ПРОФИ — ЛЕТО» лета 2019 года основывается и посвящается  Году Театра в РФ, году Консолидации РС(Я), году  Добрососедства в Якутске . Один из основных принципов нашего лагеря – уважительное доброе отношение к природе, к обществу, к себе.

         Составление программы летнего отдыха позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности загородного стационарного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. 

Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления образования, оздоровления, отдыха, труда  и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

  • Продолжение учебного процесса в условиях лета;
  • Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
  • Проблема летней занятости детей;
  • Укрепление здоровья учащимися.

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
  • Принцип творческого отношения к делу;
  • Принцип добровольности участия в делах;
  • Принцип учета возрастных особенностей детей;
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

На лето 2019 года определены 7 постулатов:

1. Новая вещь, новое место, новый круг общения будет побуждать к интересному и поднимать настроение.

2. Важные образы и приятные воспоминания: за время проведенное в лагере «Спутник» будут зафиксированы  воспоминания, люди, совместные дела. Сувениры и рисунки сделанные своими руками, привезенные из лагеря, тоже могут пробуждать приятные воспоминания.

3. Мотивирующие фразы. Всем победам будут рады в лагере, а неудачи помогут преодолеть: «Вперед к мечте!», «Ты самая красивая!», «Если плохо, выпей чаю с печенькой», «Ты не один!», «Ты сможешь!», «Вместе мы сила!».

4. Цвет. Не обязательно для хорошего настроения использовать исключительно яркие цвета — все зависит от ваших индивидуальных пристрастий. Однако существует универсальное воздействие цветов, связанное с нашими глубинными ассоциациями или даже, как считают некоторые современные исследователи, с физическим воздействием на нас длин волн разных цветов. Мы научим видеть мир всеми цветами радуги!

5. Цветы и растения. Лагерь расположен в живописном уголке города Якутска. Зеленый цвет ассоциируется с природой, а природа  —напоминание о лете, наполненном солнцем и теплом, когда плохое настроение застает нас намного реже. Не говоря уже о том, что растения улучшают не только физическое развитие человека, но и вносят душевную гармонию.

6. Чистота и порядок. Не только получить удовольствие от потраченных  сил на уборку, трудовой десант, но и привести в чистоту и порядок свои мысли, чувства, действия и хорошее настроение будет обеспечено.

7. Веселая компания. Ничто так не создает атмосферу, как любимые интересные люди! Дни в кругу друзей сделают вас счастливее, а лето — уютнее, пропитав его веселой атмосферой.

На развитие лидерских качеств в условиях детского самоуправления в лагере влияют три важных условия:

  • поиск деятельности любого характера: социальной, исследовательской, природоохранной, творческие задания поискового характера.
  • связано с планированием коллективной деятельности. Использование таких методов как «мозговой штурм» или «аукцион идей» позволяет создать такие планы, который предоставляют детям возможность планировать и решать задачи самостоятельно, без вмешательства со стороны взрослых, способствуя формированию у них гибкого мышления, понимания отношений в коллективе, формируя социальный опыт.
  • связано с формой организации коллективной деятельности, такой как создание творческих лабораторий, групп по интересам, направленных на решение значимой для них задачи.

   Цели программы:

-Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, развития личности ребенка, раннего профориентирования, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей.

-создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию творческого отдыха и оздоровления детей;

— воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде,  к своему здоровью.

      Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи.

 Задачи программы:

1.      содействовать формированию у воспитанников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования,

2.      обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию, сохранению и укреплению здоровья, полноценному физическому и психическому развитию детей и подростков в летний период,

3.      создать условия для самореализации детей и подростков, достижения каждого воспитанника лагеря состояния успешности через включение их в различную деятельность, приобщение к миру профессий,

4.      способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий,

5.      формировать культурное поведение, санитарно-гигиеническую культуру, навыки общения и толерантности,

6.      организовать сотрудничество детей и взрослых на основе соуправления.- создание комфортной социально-психологической атмосферы для психологического и физического оздоровления;
– способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей.

Гипотеза: «Счастливый ребенок – счастливый человек — счастливое общество»:

Образованный, культурный, социализированный, позитивный, успешный, реализованный, целеустремленный, востребованный человек — это счастливый человек.

Механизм реализации программы.

Программа реализуется на базе ДЗСООЛ «Спутник» МОБУ НПСОШ №2 города Якутска в течении 3 смен:

1 смена – «Добродел» (10 день, 100 детей),

2 смена – «Профи-смена» (21 день, 120 детей),

3 смена – «КС-коммунарские сборы» (10 дней, 100 детей).

Возраст детей от 6,6 до 18 лет.

Подготовительный этап.

         Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

разработка программы;

— подготовка к летнему сезону;

— подготовка методического материала;

— отбор кадров для работы в лагере;

— составление необходимой документации для деятельности отряда (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

— проведение психодиагностической работы.

2.Организационный этап смены.

        Основной деятельностью этого этапа является:

— запуск программы «Профи — лето»;

— формирование отрядов,

— знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3.Основной этап смен:

— реализация основной идеи смены;

— вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.

4.Заключительный этап смены.

 Основной идеей этого этапа является:

—  подведение итогов смены;

— анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности пришкольного оздоровительного лагеря в будущем.

Условия реализации программы:

         Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
           1.Чёткое представление целей и постановка задач.
           2.Конкретное планирование деятельности.
           3.Кадровое обеспечение программы.
           4.Методическое обеспечение программы.
           5.Педагогические условия.
           6.Материально-техническое обеспечение.

 Методическое обеспечение.

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Мониторинг отслеживания результатов и подведения итогов

                                          Сроки реализации.

         По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение 3 лагерных смен (июнь – июль) 2019 года. Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования, из бюджетного финансирования.


                                    Содержание деятельности.

Данная программа предусматривает включение детей в различные виды деятельности: игровую, проблемно-ценностное общение, досугово — развлекательную, художественное творчество, спортивно-оздоровительную, экологическую, но приоритетной будет профориентационная деятельность детей. Через игровую деятельность – конкурсы, викторины, путешествия в мир интересного и занимательного – дети обогатят свои знания. Наблюдения, экскурсии, встречи с интересными людьми будут способствовать развитию у школьников интерес к разным профессиям.

Предполагается использование следующих форм работы с детьми: игровые занятия, познавательные часы, экскурсии, конкурсы, викторины, спортивно-массовые мероприятия.     

Каждый день смены будет иметь свое название, которое отразит направления работ ребят.
        
Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает отрядный журнал, где отражает жизнь ребят каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс отрядных журналов.
        
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Так же планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди лагеря, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
         Педагогом-организатором разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Также особо отличившихся ребят награждают медалями, статуэтками. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество наград отряда. По итогам победители получают призы и награды.

В реализации программы участвуют:

  • Педагог-организатор;
  • Педагог-психолог;
  • Воспитатели;
  • Педагоги дополнительного образования;
  • Учителя  МОБУ НПСОШ №2 г. Якутска;
  • Вожатые (учащиеся старших классов);
  • Инструктора по туризму и скалолазанию;
  • Организации компаньоны.
  • Специалисты различных профессий

     Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает  воспитатель и педагог – организатор, помощник воспитателя. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Педагоги – организаторы занимаются организацией отрядной жизни.

Педагогические условия.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Материалы для оформления и творчества детей.
  3. Наличие канцелярских принадлежностей.
  4. Аудиоматериалы и видеотехника.
  5. Призы и награды для стимулирования.
  6. Школьный скалодром.
  7. Школьный тир.
  8. Школьная медиастудия.

Критерии эффективности программы.

         Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Предполагаемые результаты программы. 

         При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Учащиеся, совершая первый профессиональный выбор, приобретают ценный личный опыт. Актуализируется процесс самопознания и профессионального самоопределения. 

Школьники получают информацию о мире профессий, о практических умениях специалистов определенных профессий и специальностей: музыканта, эколога, художника, писателя, полицейского, врача, хореографа, библиотекаря, спортсмена, пожарного, актера.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
         При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.  Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, какими им быть, чтобы  ее сохранить.
         Предполагается, что летняя занятость детей  в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений несовершеннолетними.
         Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря, будут позитивнее относиться к жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *