Мы выбираем жизнь

Памятка для родителей

Важно знать, что думают дети о смерти

До 5 лет — нет устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Умереть означает для ребенка продолжать существование в какой-то другой форме. У детей этого возраста еще нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда» или «конец» еще полностью ими не осознаются. Дети убеждены, что смерть — это временное явление. Они твердо верят, что, совершив суицидальную попытку, они умрут, но «не до конца», то есть посредством «смерти» они суме­ют на время избежать невыносимой жизненной си­туации или избавиться от страха и ужаса от надви­гающегося наказания.

Совершая по­пытку к самоубийству, дети надеются, что вынудят тем самым родителей перемениться, что их «смерть», будет способствовать воцарению в семье мира и любви. И когда эта самая «смерть» закончится, можно будет продолжать жить дальше по-настоящему счастливо. Семилетний мальчик после тяжелой попытки самоповешания говорил, что принял решение умереть, так как мать угрожала сдать его в приют за непослушание. Он исчерпал все аргументы: кричал, плакал, просил прощения — не помогало, после всякого проступка мать все более непреклонно грозила ему этим наказанием. Тогда он решил повеситься: «Буду висеть, и смот­реть, как она убивается, а потом все у нас будет хорошо!».

Важно знать, что дети, как правило, вы­бирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падение с высоты, самоудушение и самоповешание, самоутопление и т.п. Дети, в отли­чие от подростков, совсем не боятся боли и ни­сколько не озабочены сохранением своей привлекательности после смерти, поэтому они не часто при­бегают к наиболее распространенному у подростков способу самоубийства — отравлению лекарствами.

От 5 до 10 лет — старший дошкольник имеет достаточно четкое представление о смерти, часто представляет смерть в образе скелета или приведения с косой. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни.

         Подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти, они могут относиться к смерти спокойно как к естественному концу жизни. Подростки могут представлять суицид как возможность наказать родителей или друзей ради высокой идеи. Психическая организация подростка крайне нестабильна. Это и неустойчивость самооценки, и максимализм, склонность к снижению настроения, тревожность, беспредметные страхи. Однако такое поведение подростков не является следствием психического заболевания. Их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Находясь в состоянии острого эмоционального конфликта, многие подростки в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их поступки и ощущения в течение долгого времени могут отличаться неадекватностью.

КАК СОХРАНИТЬ КОНТАКТ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ?

Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Предлагаем обратить внимание на советы психологов.

Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни.

Уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.                

Не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Мечтайте вместе с ребенком о том, что он хочет, как он будет добиваться поставленной цели, помогите ему составить реалистичный план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы: В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, предательство, смерть? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и опасной.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь — это та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни — ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот, привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

Разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее вас и его.

Чрезмерная свобода опасна. Некоторый современные родители стараются как можно раньше отпустить своих детей «на волю», передав им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть резким и преждевременным. Предоставляя свободу, важно понимать, что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

         БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ, если вы заметили за своим ребенком следующие особенности в словесных выражениях:

— прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»;

— косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;

— шутит на тему самоубийства;

— проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

В поведении:

— испытывает чувство собственной никчемности или вины;

— боится наказания;

— раздает другим вещи, имеющие личную значимость;

— употребляет алкоголь, наркотические ве­щества;

— слишком мало или слишком много ест, спит;

— перестает следить за внешним видом, становится неряшлив;

— пропускает школьные занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками;

— проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;

— замыкается от семьи и друзей;

— теряет интерес к жизни, спо­собность получать удовольствие;

— ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!СУИЦИД — ЭТО НЕ ПРОСТО СПОСОБ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ

Если ребенок заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! В этой ситуации нет необходимости гадать, чем он руководствовался, заговорив о суициде. Вместо этого, обратите внимание на то, что говорит подросток. Если ребенок завел разговор о самоубийстве, значит, живется ему и в самом деле не сладко. Даже если он просто «делает вид», это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. И лучше всего — прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.

ПРИЧИНЫ СУИЦИДОВ

Основная причина суицида у подростков — кризисная ситуация в семье. Примерно у половины молодых людей, совершивших попытки самоубийства, один из родителей умер (покинул семью), либо один или оба родителя ве­дут асоциальный образ жизни. Подросток не находит иных способов решения своих проблем и останавливается на суицидальном. В то же время один из сильных факторов, удерживающих молодых в жизни во время суицидального кризиса, — именно отношения с родителями, но построенные на основе доверия, в которых ве­дется диалог, а мать и отец относятся к своему ребенку, как к партнеру. В таких случаях, как правило, формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие подростка от самоубийства.

«Школьные» причины суицидов — конфликты с преподавателями и администрацией учеб­ного заведения, травля со стороны учащихся. Именно в школе формиру­ются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в положительной оценке значимых для него взрос­лых, в самоуважении, в общении. К сожалению, нередко учителя не способствуют улучше­нию положения ученика в системе межличностных отношений в классе, как правило, из-за низ­кой успеваемости ребенка. В то же время в юном возрасте мнение учителя в значительной степени определяет мнение детского коллектива.

         Отношения с близким другом (особенно противоположного по­ла) — весьма значимый фактор суицидального поведения подрост­ков. Чрез­мерная зависимость от другого человека, как правило, возникает как компенсация плохих отношений со своими родителями. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь эмоцио­нально необходимыми (по типу «я не могу жить без тебя»), что лю­бое охлаждение в отношениях, а тем более измена, уход к друго­му воспринимаются либо как катастрофическое унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

КАК ОСТАНОВИТЬ?

1.     Перестать критиковать ребенка, оказывать на него давление

        Изучение проблемы суицида показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство вследствие физического и психического давления со стороны взрослых. Уважайте мнение ребенка, не навязывайте силой ему свои стереотипы — он личность.

  2.    Проявить внимание и заботу по отношению к ребенку

        Выслушать его, взять за руку, вникнуть в его трудности. Доброе слово, тепло рук близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким способом вы лучше всего проникните в изолированную душу отчаявшегося ребенка. Если ребенок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому.

3.     Найти вместе с ребенком выход из ситуации

Выход есть всегда. В трудный момент жизни, когда человек, тем более ребенок, пребывает в депрессии, он даже и не представляет, что через какое-то время он сам увидит, как разрешится его самая «сложная» ситуация, заживут душевные раны и жизнь расцветет с новой силой, а былые переживания покажутся незначительными.

Можно проделать вместе с ребенком следующий прием — перенестись мысленно в будущее и представить себе текущую проблему разрешённой самым наилучшим образом. Прочувствовать и запомнить вызываемые при этом ощущения лёгкости, наполненности смыслом дальнейшей жизни. А затем с этими чувствами и пониманием возможности выхода из ситуации посмотреть на неё по-новому. Успокоенный разум обязательно даст ключ к решению проблемы и поможет найти выход из самого затяжного кризиса.

  4.     Оказать действенную помощь в разрешении проблем в школе, с друзьями

Родители должны стать первыми помощниками своих детей в осуществлении найденного выхода.

  5.     Обратиться на бесплатный телефон доверия  для получения экстренной психологической помощи

Необходимо, не откладывая, обратиться к специалистам для проведения медико-психологической реабилитации.

КАК НЕ ПОДТОЛКНУТЬ ПОДРОСТКА К СУИЦИДУ

*  Не спорьте

Сталкиваясь с высказанной ребенком суицидальной угрозой, родственники часто отвечают: «Ты живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ блокирует дальнейшее обсуждение, такие замечания вызывают у несчастного подростка еще большую подавленность. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребенка.

* Не задавайте наводящих вопросов

Если спросить подростка: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийство?», он, скорее всего, ответит: «Нет», и вам не удастся помочь в разрешении кризиса. Лучший способ — это заботливо задать прямой вопрос: «Тебе невыносимо плохо? У тебя нет сил жить?» Даже если ребенок не признается, ему уже станет легче от того, что вы правильно поняли и выразили его состояние. Далее необходимо помочь подростку разобраться в своих чувствах, потребностях и ожиданиях.

* Не критикуйте

Распространенная реакция взрослых на высказанную подростком суицидальную угрозу: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

* Не навязывайте ребенку свое мнение

Вместо этого помогите ему высказаться, разговориться.

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ! АФФЕКТЫ РАЗРУШИТЕЛЬНЫ ДЛЯ ПОДРОСТКА. СУИЦИДАЛЬНАЯ УГРОЗА, ВЫСКАЗАННАЯ В АФФЕКТЕ, КАК ПРАВИЛО, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

Если скандал разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.